«Сделай шаг навстречу здоровому образу жизни»

Злоупотребление табаком, алкоголем и наркотиками – это мировая проблема, создающая тяжелейшие последствия для экономики и общественного здравоохранения.

Табак убивает больше людей чем синдром приобретенного иммунодефицита человека, туберкулез и малярия вместе взятые и в отличие от этих главных убийц смертность от курения возрастает (ВОЗ, 2008). Общий экономический ущерб от курения (как прямые расходы на здравоохранение, так и косвенные расходы) снижает национальное богатство с точки зрения валового внутреннего продукта на 3,6% (Shafey, 2009). Если применить эту цифру к нашей стране, то ущерб в денежном выражении в 2013 году составил свыше  1 трлн. 425 млрд. тенге, что почти в 3 раза превышают с расходы на здравоохранение за 2013 год (516 млрд. тенге) и в 49 раз доходы бюджета от продажи табачных изделий (29 млрд тенге). Снижение числа курящих даже на один процент будет означать снижение экономического ущерба для экономики страны более чем на  14  млрд. тенге.

Алкоголь стоит на втором месте среди факторов риска и оказывает сильнейшее влияние на повышение показателей заболеваемости и смертности. Алкоголь наносит сильнейший ущерб экономике страны, являясь причиной многочисленных травм, ДТП, прогулов на работе, несчастных случаев на производстве, снижения производительности труда, разводов, преступлений и самоубийств.

Что касается наркомании, то по оценкам UNODC, в мире насчитывается 25 миллионов проблемных потребителей наркотиков, из которых 15,6 миллионов являются проблемными потребителями опиоидов, а 11,1 миллионов – проблемными потребителями героина (примерно 0,3% населения земного шара). Смертность по причине потребления наркотиков составляет 1-3% в год, что в 6-20 раз выше смертности среди населения, не имеющего наркотической зависимости, главным образом из-за передозировки, ВИЧ-инфекции или насилия. При этом по данным ВОЗ, Республика Казахстан входит в группу стран, где в большей степени распространено потребление такого сильного наркотика, как героин.

Одной из эффективных мер по предотвращению злоупотребления психоактивными веществами является первичная профилактика, в которой внимание должно фокусироваться, прежде всего, на детях. Личность детей, в условиях возрастающих требований к ним, является крайне уязвимой для возникновения зависимостей как от табака, алкоголя и наркотиков, так и нехимических влияний, таких как интернет и компьютерные игры.

Школы вполне способны повлиять на поведение учащихся в отношении употребления наркотиков, тем не менее, первостепенная роль школы состоит в том, чтобы прививать полезные навыки, передавать знания и создавать твердую нравственную основу в том, что касается здоровья и употребления наркотиков, а не изменять модели поведения, которые, возможно, определяются факторами, выходящими за пределы влияния школы.

Другими словами школа способна обеспечить подростков своего рода «прививкой от употребления наркотиков», сформировав у школьников важные жизненные и социальные навыки.

В 1994 году исследователями в соответствие с программой Мичиганского университета «Мониторинг будущего», была произведена оценка эффективности программы формирования жизненных навыков в отношении приема запрещенных наркотических веществ.

Воздействие программы на употребление наркотиков оценивалось путем анализа сведений, полученных от анонимной выборки участников. Данные были получены при помощи почтового опроса 447 молодых людей (средний возраст 19 лет), с которыми связались после окончания школы по прошествии в среднем 6,5 лет с момента проведения программы формирования жизненных навыков.

Было обнаружено, что среди тех, кто участвовал в программе, уровень приема наркотиков (героин, галлюциногены и другие) был значительно ниже, чем в контрольной группе (Botvin et al., 2000). На сегодняшний день программы формирования жизненных навыков с целью профилактики употребления наркотиков считаются наиболее эффективными.

Анализируя современные достижения науки в области профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма, можно сделать вывод, что поддержка развития личности ребенка должна стать одной из приоритетных направлений в школьном образовании. Другими словами, наряду с усвоением гуманитарных и естественных знаний, не менее важным является развитие у школьников таких жизненных навыков, как коммуникативные навыки, навыки уверенного поведения, стрессоустойчивости, решения проблем, разрешения конфликтов, управления временем и т.д.

Подростки, подготовленные таким образом, оказываются устойчивее к влиянию неблагоприятного социального окружения, легче справляются с трудностями и преодолевают стресс, что значительно снижает риск потребления табака, алкоголя и наркотиков.

Однако, по опыту работы с наркологическими пациентами, заметно, что данная работа практически не проводится, а основными стратегиями на уровне первичной профилактики, по прежнему, остаются такие малоэффективные вмешательства, как простое информирование детей и подростков о вреде табака, алкоголя и наркотиков.

 

 

 

Нысанов Есенаман Мухамбедиярович

Зам.главного врача АОНД, врач нарколог